Контактный телефон:
(3952)   97-50-85

 

 
 


 

Федеральный закон от 22 июля 2008 года

№ 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

Слайд 1

В настоящее время требования пожарной безопасности содержатся в более 2000 нормативных документах. При этом многие из них полностью или частично посвящены вопросам пожарной безопасности. Так, практически каждое второе требование в нормах проектирования производственных, складских, жилых и общественных зданий является противопожарным, на 100 процентов строительные нормы и правила проектирования складов нефти и нефтепродуктов и целого ряда других объектов состоят из вопросов пожарной безопасности.

Вследствие недостаточной проработки вопросов пожарной безопасности, без анализа положения дел с пожарами и недостаточного учета зарубежного опыта в нормах проектирования накопился ряд существенных недостатков, в том числе много противоречий и дублирующих положений.

С 1 июля 2003 года введен в действие Федеральный закон «О техническом регулировании», в связи с чем, возникла необходимость в срочном и серьезном реформировании нормативной базы в области пожарной безопасности. Целью этого реформирования стала разработка и принятие соответствующего технического регламента, устанавливающего обязательные требования, направленные исключительно на защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрану окружающей среды.

Актуальность разработки технического регламента в области пожарной безопасности Вам хорошо известна и, прежде всего, была обусловлена необходимостью создания эффективных механизмов государственного регулирования в данной области на основе мер организационного, экономического и иного характера, адекватных угрозе пожаров и обеспечивающих задачи развития общества и государства. А если говорить проще, навести порядок в обилии документов, которые регламентируют требования пожарной безопасности.

Слайд 2

Проект федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" подготовлен в соответствии с Программой разработки технических регламентов (распоряжение Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. № 1421-р). Он прошел все необходимые процедуры обсуждения и согласования, предусмотренные Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ, в установленные указанным законом сроки. Был одобрен на общественных слушаниях в Государственной Думе.

Слайд 3

В ходе обсуждения первой редакции документа получено более 1000 замечаний и предложений от органов государственной и исполнительной власти, от субъектов Российской Федерации, от сторонних организаций. Документ прошел процедуру общественных слушаний в Минпромэнерго России, одобрен Экспертной комиссией по техническому регулированию, согласован с различными министерствами и ведомствами Российской Федерации (Минпромэнерго, Минобороны, Минрегионом, Ростехнадзором и ФСКН). Были получены положительные заключения Минэкономразвития и Минфина России, Минюста России, а также Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Технический регламент доработан с учетом представленных замечаний и был одобрен Правительственными комиссиями по техническому регулированию и законопроектной деятельности.

Работа по созданию этого концептуального законопроекта длилась более 4-х лет и завершилась подписанием в июле текущего года Президентом Российской Федерации Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Слайд 4

Закон определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

По нашему твердому убеждению практическая реализация положений закона позволит обеспечить соответствующий современному состоянию развития общества и экономики уровень защиты от пожаров, создаст необходимые условия для реализации конституционного права собственника по выбору вариантов противопожарной защиты объекта.

Слайд 5

Рассматриваемый документ решает ряд задач, основными из которых являются:

§ Комплексное обеспечение пожарной безопасности объектов защиты, включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество;

§ Установление минимально необходимых требований пожарной безопасности к различным видам продукции;

§ Внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности в результате использования механизмов оценки пожарного риска, а также добровольного противопожарного страхования, при котором страхуется имущественная ответственность перед третьими лицами.

Слайд 6

Как Вы знаете, регламент состоит из 8 разделов, охватывающих все сферы технического регулирования в области пожарной безопасности.

В разделе I дана классификация элементов обеспечения пожарной безопасности, позволяющая собственнику объекта защиты выбрать приемлемый для него способ обеспечения требований пожарной безопасности.

Данным разделом установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

При этом система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Напомню, что в соответствии с положениями принятого технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах, а пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

Слайд 7

2) пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной только в случае, если обеспечивается приемлемый уровень пожарного риска.

Принципиально важно отметить, что при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

В связи с этим, качественно новый статус приобретают нормативные документы по пожарной безопасности, требования которых являются рекомендательными. Однако, при выполнении в полном объеме их положений, в соответствии с положениями п.3 ст. 6, для подтверждения условия обеспечения пожарной безопасности объекта не требуется проводить расчет пожарного риска.

Понятие пожарного риска и определение на его основе перечня противопожарных мероприятий, которые необходимо реализовать на конкретном объекте защиты, применяется в Российской Федерации примерно в течение последних десяти лет.

Накопленный за это время опыт показывает рациональность и целесообразность построения противопожарной защиты, основываясь на этом методе, прежде всего для уникальных объектов, когда отсутствуют типовые решения в нормативных документах по пожарной безопасности. Расчет пожарного риска широко используется в развитых странах мира.

Слайд 8 (декларация)

В регламенте вводится новая форма оценки соответствия – Декларация пожарной безопасности. Подавая декларацию в уведомительном порядке, собственник объекта принимает на себя ответственность за выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, при этом ему предоставляется право самому выбирать способ обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. При этом, данный способ декларируется. Декларация включает в себя:

§ либо перечень нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых он обязуется выполнять;

§ либо расчеты пожарных рисков и перечень мероприятий, обеспечивающих допустимый уровень рисков, установленный техническим регламентом.

Слайд 9 (разделы)

Раздел II содержит требования к размещению пожароопасных производственных объектов на территории городских и сельских поселений на этапах проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения;

устанавливает необходимость и размеры противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями, проходов, проездов и подъездов к зданиям и сооружениям, требования к источникам пожарного водоснабжения;

устанавливает минимальное время оперативного реагирования при пожаре для городских поселений – 10 мин, для сельских – 20 мин.

Раздел III определяет требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям на этапах их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, к элементам обеспечения их пожарной безопасности, технической документации на объекты строительства, устанавливает нормативное значение риска. В разделе определены общие требования к путям эвакуации, системам оповещения и управления эвакуацией.

Раздел IV определяет требования пожарной безопасности к производственным объектам на этапах их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения; к элементам обеспечения их пожарной безопасности, технической документации; устанавливает нормативное значение риска (в том числе индивидуального как для работников объектов, так и для жителей селитебной зоны), определяет последовательность проведения расчета риска производственного объекта.

В V и VI разделах сформулированы общие требования пожарной безопасности к пожарно-технической продукции и к продукции общего назначения.

Слайд 10 (формы оценки)

VII раздел технического регламента определяет формы и методы оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объектов защиты, среди которых: независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности), государственный пожарный надзор, подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) и др.

В VIII разделе сформулированы заключительные положения, касающиеся вступления в силу федерального закона и приведения нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законом. Установлено, что закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

Слайд 11 (заставка)

В соответствии со ст.152 требования технического регламента вступают в силу по истечении девяти месяцев со дня его официального опубликования, т.е. в мае 2009 года. За это время необходимо привести все нормативные документы в области пожарной безопасности в соответствие с принятым законом.

В целях реализации положений регламента предстоит интенсивная и кропотливая работа по подготовке и внесению изменений в законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, в которой будут задействованы наши ведущие научно-исследовательские и учебные заведения.

Министерством уже проведена определенная работа. Подготовлен и утвержден Министром План-график формирования нормативных документов по пожарной безопасности по реализации положений «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности».

Кроме того, приказом МЧС России в Министерстве создана Комиссия по ликвидации излишних административных ограничений, затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства, одной из задач которой является рассмотрение вопросов по реализации требований нового закона и мониторинг практики его применения.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Министерством подготовлен проект распоряжения с планом по реализации положений регламента с соответствующими поручениями заинтересованным министерствам и ведомствам.

В основу данного документа легли положения федерального законодательства в области технического регулирования, отсылающие к соответствующим нормативным правовым актам и нормативным документам по пожарной безопасности.

В соответствии с этим планом работу планируется разбить на шесть блоков:

Первое. Изменение законодательства.

В ближайшее время необходимо подготовить проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Слайд 12

Здесь предварительно рассматривается три федеральных закона:

«О пожарной безопасности»

Статьей 6 технического регламента определены условия обеспечения пожарной безопасности и соответственно в законе «О пожарной безопасности» необходимо заново определить предмет надзора – надзор за соблюдением условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

В Уголовный Кодекс и Административный Кодекс также необходимо внести изменения, касающиеся ответственности за невыполнение сказанных мною выше условий.

Слайд 13

Второе. Разработка нормативного правового акта по оценке пожарного риска.

В развитие ст.6 Федерального закона нам необходимо разработать и представить на утверждение в Правительство Российской Федерации проект постановления об утверждении порядка проведения расчетов по оценке пожарного риска.

Также в соответствии с положениями ст.144 регламента, наряду с этим, предстоит разработать порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска и представить его также на утверждение в Правительство Российской Федерации.

Третье. Разработка нормативного правового акта по декларированию пожарной безопасности.

Предусмотренное регламентом декларирование пожарной безопасности достаточно подробно описано в статье 64 закона, Вместе с тем, пунктом 8 названной статьи предусмотрено, что форму и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, т.е. МЧС России. Здесь нам необходимо будет подготовить соответствующий документ и утвердить его своим приказом с последующей регистрацией в Минюсте России.

Четвертое. Разработка национальных стандартов в области пожарной безопасности.

Слайд 14

В этом блоке мы планируем создать стандарты, в которых будут изложены общие технические требования и методы испытаний пожарной техники, пожарно-технического вооружения и снаряжения пожарных, на пожарную опасность строительных материалов и конструкций, электротехнических изделий, а также методы определения категории зданий, помещений и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.

При этом, часть стандартов уже существует, и здесь необходимо выполнить процедуру их перерегистрации в Ростехрегулировании.

Пятое. Разработка сводов правил обеспечения пожарной безопасности объектов защиты.

В рамках этого блока мы планируем, практически полностью переработать нормативно-техническую базу. Все требования пожарной безопасности, изложенные в различных нормативных документах, будут трансформированы в соответствующие своды правил. Эти документы мы планируем разбить на 4 направления, в которых будут изложены требования к эвакуации людей при пожаре, предотвращению возникновения пожара, ограничению распространения пожара и созданию условий для тушения пожара и проведению спасательных работ.

Подготовка такого свода правил достаточно длительная работа. Поэтому первоначально мы подготовим документ, который бы утвердил перечень действующих норм и правил, выполнение положений которых служит доказательной базы соблюдения требований технического регламента.

Слайд 15 (заставка)

И особый шестой блок, который решением Правительства Российской Федерации был выведен из сферы технического регулирования, это Правила пожарной безопасности.

В концепцию этого документа нами планируется заложить требования организационного характера, определяющих поведенческие аспекты действий граждан, должностных и юридических лиц по выполнению мер пожарной безопасности.

Работа по формированию нормативной базы, направленная на реализацию положений технического регламента, будет осуществляться публично, в тесном взаимодействии разработчиков документов с общественными организациями. Проекты разрабатываемых документов будут публиковаться на официальных сайтах МЧС России и ФГУ ВНИИПО МЧС России.

 
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.