Контактный телефон:
(3952)   97-50-85

 

 
 


 

 

В государстве, в МЧС, как и во всём мире, идут изменения, но они должны вкладываться в логику жизни. Что же стало причиной перемен и как их воспринимать?

Даты сложились таким образом, что мы шагнули через 100- и 1000-летие! У многих руководителей государств масса идей и объективных глобальных проблем, которые требуют настоятельно своего решения, т.е. то, что накопилось в ХХ веке. Государства объединяются в «восьмёрки», в ШОСРы и т.д. для выработки совместных действий. Отметим следующее:

1. Глобализация проблем на планете: информатизация, энергетика, питание, климат, терроризм, наркотики – проблемы стали общечеловеческими. Сообщество объединено коммуникациями, мировоззрением, транспортом, экономикой и настал период, когда проблемы ещё можно разрешить. Поэтому, принимается масса решений по проблемам человечества и нужен новый алгоритм решения проблем, да и всей жизни в целом. Повестка дня, с точки зрения безопасности человека – как жить дальше?

2. Стратегия устойчивого развития была разработана в 1993 году, были программные документы. Но не было политического решения на это направление развития.

3. Безопасностью люди стали заниматься с большой серьёзностью. На первое место встала экономика и безопасность жизни. В природе интенсифицировались изменения климата, появились новые формы ведения войн: угрозы, теракты, блокада, изоляция, высокоточное оружие.

4. Индустриальная составляющая в стране сильно устарела, особенно сильно – т.н. «постиндустриальные риски». При строительстве не учитывались сроки службы инженерных конструкций, фундаментальные узлы цивилизации уже реально угрожают жизни человека. Тенденция обрушения зданий, рост числа нештатных ситуаций – звонок об опасности.

5. В мире на поверхность земли и воды выливается до 10 млн. тонн нефти и н. продуктов.

6. Мир расслаивается на множество полюсов. А раньше их было 2.

7. Появились новые опасности. За 40 лет нас стало вдвое больше, а в городах – в 4 раза и более. Лезем вверх на небольших площадях. Появились массивы – жилые, индустриальные, транспортные; появились новые стройматериалы.

8. Качество воспитания резко отстаёт от темпов развития человечества (информация удваивается за 11 – 12 месяцев). Нужен качественно новый человек.

Живя в таком мире – и МЧС должно реагировать адекватно, но невозможно всё учитывать, да и не дано и сложно. Реформы в Федерации идут и предполагаемая их цель – создать эффективную рыночную среду. Помимо административной – идут ещё 5 реформ и нужна динамичная координация, работают более 10 федеральных Программ. Главные последние Законы – 122, 131, 95, 184, 172. Задачи у ФЦ, субъекта, ОМСУ – свои. Всё изменяется настолько быстро, что невозможно уловить, а уже надо выполнять, а как - не знаем. Так и в МЧС. Мы связаны с ФЦ, с субъектами, а финансирование через разные источники, но в рамках существующего правового поля надо управлять, хотя и хозяева разные. Состояние неполной ясности – знаем, как должно быть, а закона нет и работать не можем.

Субъекты самостоятельно должны обеспечивать ПБ. Технорегламенты, паспорта безопасности объектов и территорий. Но нельзя оставить субъекты в вопросах ПБ одних. Поэтому – решено разрешить тушить ФПС на территории субъекта – вот вам 220 000, но это та же наша численность, что на территориях – мы суммируем 80 000 и 137 000 и получаем наши 220 000. Давайте заберём пока на себя, но если субъекты смогут – то пусть издают свои законы и действуют. Поправка к закону должна быть – мы платим пожарному как госслужащему, а он на объекте ООО – ОАО.

Чтобы сохранить единое управление (согл. ФЗ-184) – уложили Соглашения с субъектами. МЧС взяло на себя оперативное руководство ресурсами и силами ПО, но личную и персональную ответственность за жизнь людей несёт глава субъекта. МЧС создало новую ситуацию – т.к. в субъектах всё решается по-разному – субъект тратит деньги, а мы управляем ресурсами и силами. Должны быть соглашения, что нашло отражение в ФЗ – 172 от 25 октября 2006 года.

Лесной Кодекс принят очень быстро, и он сильно, хоть и косвенно, задел МЧС. Тушение проводится за счёт субвенций, так берите и руководите тушением в лесах на себя! Но нет - ведь мы в таких отношениях, что должны по Соглашениям управлять тушением в лесах! А сил то у нас нет! Надо распутывать, но ответа пока нет.

Если закон «О 220 000» выйдет, то снова придётся договариваться с каждым субъектом в отдельности: что оставим субъекту, а что Федерации – долгая и отдельная работа и решения. Численность должна быть 1 на 650. Но исходным параметром должно быть всё же время реагирования.

Главное из всего сказанного – субъекты пока неготовые взять на себя ответственность за жизнь людей!

Итак, сделаем обзор нормативных и ОРД, действующих в сфере службы, подготовки и пожаротушении

Сегодня на вооружении пожарной охраны находится современная мощная техника, с помощью которой стало возможным успешно бороться с крупными газонефтяными пожарами, пожарами в высотных зданиях и на других сложных и опасных промышленных объектах.

Многие промышленные, общественные и жилые здания оборудованы пожарной автоматикой, способной самостоятельно, без участия человека, ликвидировать горение с минимальными потерями. Но надёжность стационарных систем ППЗ низкая (до 50%) и не может исключить применение оперативных сил реагирования на пожары.

Развиваясь вслед за научно-техническими достижениями человечества, пожарное дело превратилось в мощный пласт общечеловеческих знаний, отрасль народного хозяйства. Но пожары возникают: ежегодно в России происходит около 260 - 220 тыс. пожаров, которые уносят жизни примерно 17 - 20 тыс. человек. И эти цифры стабильно высоки в сравнении с мировыми.

Негативная сторона научно-технического прогресса - последствия аварий на многих современных производствах, адекватны природным силам, обуздать которые даже при самом современном пожарно-техническом оснащении становится трудно. Такие ЧС могут сопровождаться глобальными потрясениями даже в масштабах нашей планеты, могут влиять на ход развития государств (лесные пожары в Греции).

Для успешного тушения пожаров недостаточно иметь хорошо оснащенные технически и подготовленные профессионально подразделения пожарной охраны, взаимодействующие службы и другие аварийно-спасательные подразделения. Не менее важно, чтобы этими подразделениями в условиях тушения пожара тактически грамотно распорядились, то есть полностью использовали их потенциальные тактические возможности.

Тарле – библиограф Б. Наполеона отмечал в биографическом описании личности Императора, что тот по вопросу управления на поле боя говорил: «стадо баранов возглавляемое львом, всегда сильнее стада львов возглавляемых бараном».

Отсюда следует, что для успешного тушения пожаров недостаточно быть более подготовленным вообще. Умение сосредоточить основные в нужное время на главном направлении, зависит от искусства управления имеющимися силами и средствами.

Управление силами и средствами на пожаре, как специфическая область пожарного дела возникло и развивалось одновременно с зарождением и развитием пожарной охраны.

Совершенствовалась охрана, совершенствовалась система управления в различных ее звеньях. Создавались. органы управления, распорядительные оперативно-служебные документы описывающие систему управления. Значительное внимание уделялось техническому оснащению органов управления, что способствовало более качественному управлению силами и средствами на пожаре.

Управление силами и средствами на пожаре совершенствовалась в зависимости от появления новой пожарной техники и ее разновидности, пожарно-технического вооружения, изменений в организации работы подразделений, повышение их тактических возможностей, совершенствование способов ведения тактико-технических действий на пожарах.

Дальнейшим направлениям совершенствования управления силами и средствами на пожаре в современных условиях стала автоматизация наиболее трудоемких процессов. Что способствует в короткие сроки обобщить и оценивать большой поток информации и немедленно реагировать на резкие и быстрые изменения обстановки несмотря на проделанную работу по Системы управления силами и средствами на пожаре одной из важнейших задач остается ее дальнейшее совершенствование по выработке практических рекомендаций по дальнейшему развитию форм и методов работы РТП, штабов пожаротушения и всей системы управления. При этом требуют дальнейшего развития вопросы выработки.схем размещения штабов пожаротушения на местности, оснащение их оборудованием и инвентарем, уточнением организационно штатной структуры органов управления силами и средствами на пожаре, совершенствованием организации сбора информации, методики принятия решения на тушение пожаров и многое другое.

Управление силами и средствами на пожаре осуществляется создаваемой на нем внештатной структурой (органом управления) состава и структура которой зависит от сложности пожара, сложность решаемых задач в связи с этим управление может осуществляться только РТП без создания штаба пожаротушения или с созданием штаба пожаротушения с привлечением представителей администрации, взаимодействующих служб или созданием дополнительных структур.

1. Система управления силами и средствами на пожаре.

Как говорилось ранее в процессе тушения пожара является сложнейшим объектом управления и для осуществления мероприятий по его ликвидации создаются специальные управленческие структуры – системы управления силами и средствами на пожаре.

Системой управления принято называть совокупность трех элементов – орган управления с присущим ему техническими средствами и методами действий, объекта управления и каналов связи между ними.

Состав и структура органов управления силами и средствами на пожаре должны обеспечивать четкое, непрерывное, и самое главное квалифицированное управление.

При создании организационной структуры органов управления силами и средствами на пожаре основной является принцип единоличия. Центральной фигурой системы управления силами и средствами на пожаре является РТП (временный орган управления). Это правило сложилось на опыте тушения пожаров и особенно большое значение имеет в современных условиях, когда тактико-технические действия на пожаре развиваются в выгодном темпе, а развитие пожара отмечается резкими изменениями обстановки (пример=пожар в кафе Аист). В этих условиях только РТП, наделенный большими правами, способен обеспечить централизованное управление и направлять усилия личного состава пожарных подразделений на успешное тушение пожара.

Так какое на должностное лицо является РТП на пожаре. Непосредственное руководство тушения пожара осуществляет РТП прибывшие на пожар старшие оперативное должностное лицо ФПС, если не установлено иное (Ст.22 ФЗ №69 и п.2 Приказа Министра №597).

Ответственность за организацию тушения пожаров, проведение аварийно-спасательных работ осуществляемых пожарной охраной (далее – тушение пожаров) в закрытых административно-территориальных оборудованиях (далее 3 АТО) возложено на начальников органов управления специальными подразделениями противопожарной службы МЧС России, обеспечивающих их пожарную безопасность.

Руководит тушением пожара в особо важных и режимных организация ЗАТО старшее оперативное должностное лицо органа управления (специального подразделения) ФПС МЧС России, имеющие специальное пожарно-техническое образование и допуск к руководству по тушению пожара. И еще одно уточнение (там же). РТП на критически важном объекте является прибывшие на место пожара старшее оперативное должностное лицо ФПС. А до его прибытия тушение пожара, осуществляет любое должностное лицо пожарной охраны, первым прибывшие на пожар.

На обычных пожарах (рядовых,………….) РТП лично управляет силами и средствами прибывшими на пожар. Оценивает обстановку, принимает решения, ставит задачи. В том случае, когда пожар принял значительные размеры, или на пожаре появляются какие-то другие обстоятельства РТП создает участки работ, назначает начальника тыла или создает штаб пожаротушения.

При создании системы управления без создания штаба пожаротушения РТП может назначить начальника тыла (предположительно при наличии два и более отделений), а также начальников участков работ при их создании. На начальника тыла возлагаются обязанности по ресурсному обеспечению тушения пожара.

В практике тушения пожара известны случаи, когда первый РТП, определив решающее направление на пожаре, назначает на нем начальников участка, и после этого лично руководит работой на встрече подразделений, постановке им задач на тактико-технические действия. В данном случае РТП осуществляет руководство тылом, однако с него никто не снимает ответственности за успешный исход тушения. Такое решение вполне оправдано, когда обстановка на пожаре ясна, а развитие пожара настолько интенсивно и опасно, что решающим направлением в этот период времени быстрое введение мощных пожарных стволов и быстрая организация развертывания сил и средств. При создании тыла и назначении начальника тыла на пожаре, он должен организовать связь на пожаре, освещение места пожара и прилегающей территории, взаимодействие с другими аварийно-спасательными службами, вызов дополнительных сил и средств их развертывания, питание, обогрев, подмену личного состава на длительных пожарах и в неблагоприятных условиях.

Участки выполнения работ на пожаре (УВР)

УВРэто участок, на котором сосредоточены силы и средства, объединенные конкретной задачей и единым руководством.

Управление на участке работ осуществляет начальник участка (НУ) и выполняет часть общего решения, принятого РТП.

НУ подчиняется РТП и несет ответственность за выполнение поставленных задач и безопасность личного состава на своем участке.

Он ведет и проводит все необходимые действия на своем участке по тушению пожара, являясь своего рода РТП.

Обстановка на пожаре, оперативно-тактические особенности объекта, (места пожара) определяют принципы создания участков работ.

РТП определяет ориентиры для УТ, его границы, порядок взаимодействия с соседними участками, организацию передачи информации, сигналы безопасности, придает участку необходимые силы и средства.

В многоэтажных зданиях, РТП организует участки: на этаже пожара, выше и ниже расположенных этажах, по лестничным клеткам границами участка тушение в этом случае служит конструкции здания.

В производственных зданиях наиболее целесообразно создавать участки по периметру здания.

На пожаре в резервуарных парках участки создают по видам работ: охлаждение горящего резервуара; охлаждение соседнего резервуара, ответственные за проведение пенной атаки, создание обвалования, слив или горючей жидкости.

На пожаре, где создается угроза жизни людей, создаются участки по спасанию и эвакуации людей.

Участки работ организуются таким образом, чтобы начальник участка мог контролировать и руководить работающими силами и средствами на участка.

Размеры участка тушения на пожаре зависят от особенностей объекта, возможностей маневра сил и средств.

РТП управляет участками непосредственно, через связных с использованием различных средств связи.

На крупных пожарах могут создаваться секторы, объединяющие несколько участков тушения пожара.

В ряде случаев силы и средства прибываемых с разных направлений, необходима организация перекачки воды или подвоз воды из отдаленных водоисточников. Площадь пожара значительна, а всего ликвидации задействовано большое количество сил и средств. В этих случаях в помощь НТ выделяется несколько помощников (пример 3-д двигателей КАМаЗ).

Штабы пожаротушения рекомендуется создавать:

- на всех крупных и сложных пожарах, в том числе, создающих угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций;

- при организации трех и более участков работ, а также если силы и средства сосредоточены по повышенному номеру (рангу) вызова;

- при пожарах на объектах, когда тактико-технические действия на пожаре необходимо согласовывать с инженерно-техническим персоналом объекта и т.д.

В связи с тем, что действия на пожаре ведутся совместными усилиями различных подразделений, возникает необходимость иметь в составе органа управления специалистов из различных взаимодействующих служб (медицинское, спасательная, водопроводное, энергетическое, газовая и др.), а также привлечение специалистов из администрации объекта.

В состав штаба пожаротушения входят: начальник штаба, начальник тыла, начальник связи, ответственный за технику безопасности и др. представители по решению РТП или НМ. Иногда на крупных и сложных пожарах вводятся заместители начальника штаба пожаротушения, помощники начальника тыла.

Штаб пожаротушения является основным органом управления силами и средствами на пожаре, обеспечивает и согласовывает работу всех подразделений и взаимодействующих служб на пожаре.

При организации штаба пожаротушения исключительно велика роль его начальника. Он доведет решение РТП и его указания по частным вопросам до всех должностных лиц на пожаре. Он также докладывает свои решения и принятые меры на их реализации РТП. От подготовленности, опыта, умения организовать работу подчиненных зависит согласование и четкая работа органов управления.

В состав оперативного штаба пожаротушения также включается ответственный за правила охраны труда, назначаемый из числа руководящего состава гарнизона. Он подчиняется РТП и начальнику штаба пожаротушения. В его обязанности входит контроль за соблюдением личным составом правил охраны труда при проведении спасательных работ, при работе на высотах, при работе в составе звеньев ГДЗС, а также напоминание этих правил личному составу подразделений, принимающему участие в тушении пожара.

Создание структуры (системы) управления силами и средствами на пожаре, еще не значит, что пожар будет успешно ликвидирован, для этого она должна работать по следующей классической схеме управления

- сбор (получение, добывание) информации об оперативной обстановке;

- оценка оперативной обстановки, складывающейся на пожаре с прогнозированием ее изменения;

- разработка тактического плана тушения пожара;

- постановка задач подчиненным подразделениям и приданным силам;

- организация взаимодействия между подразделениями и взаимодействующими службами;

- ресурсное обеспечение выполнения поставленных задач;

- контроль за принятых решений

2. Функции органов управления силами и средствами на пожаре

Для успешного управления подразделениями любому РТП и органу управления требуются данные, которые принято называть элементами обстановки: пожар; силы и средства; местность; что горит; где горит; на какой площади; куда распространяется.

Часть данных обстановки при современных темпах тушения будет быстро стареть, а некоторые из них, особенно данные о развитии пожара, будут носить неполный, противоречивый и даже ложный характер. Ряд важных сведений пока трудно и даже невозможно точно измерить количественно. К таким сведениям относятся, например, данные о моральном и психологическом состоянии личного состава, о степени его выучки, стойкости при смертельной опасности, об умственных, организаторских и волевых качествах командиров пожарной охраны и др. Такую особенность сведений по мнению специалистов, особенно важно учитывать не только при принятии решения на тушение и планировании действий, но и при решении проблем автоматизации процессов управления пожарными подразделениями.

Неопытный РТП порой довольствуется первой и незначительной информацией, полученной в результате разведки особенно по внешним признакам и принимает поспешное и мало обоснованное решение. Опытные руководители быстро оценивают, достаточно ли информации для принятия решения, если нет то активно пополняют и ее(пример тушения пожара в резервуарном парке г. Батуми). От качества информации, ее своевременности достаточности, достоверности, необходимости, зависит правильность принятия решения. Приходится считаться с тем, что информация, поступающая от личного состава может быть неточной и неполной, причем это может произойти и не преднамеренно из-за торопливости, доклад не о факте, а в своих впечатлениях, искажение информации при передаче ее по цепочке.

Независимо ни от чего РТП нужно создать полноценный образ пожарной обстановки, охватывающей все ее стороны и позволяющий выделить главное, принять правильное решение.

При принятии решения в условиях дефицита времени принадлежит интуиции ЛПР. Интуиция на пожаре – быстрое решение, своеобразный интеллектуальный скачок от исходной информации к правильному варианту решения. Интуиция не врожденный дар. Это качество, которое вырабатывается опытом, при длительных тренировок в принятии решения.

В итоге принятия решения в сознании РТП должна сложиться модель (тактический замысел (план)) тактико-технических действий подразделений на пожаре или ликвидации последствий аварии или стихийного действия.

Если «объем» пожара не велик, ликвидация его не представляет особой сложности и в общем мало отличается от аналогичных случаев в прошлом, модель действий продумывается в самом общем виде.

Опыт и специальные исследования показали существование прямой зависимости между качеством модели (тактического замысла) и качеством последующих действий личного состава (пример из развертывания СиС).

В практике тушения пожара неконкретные решения, (пугает неопределенность и наоборот когда известно, что делать, силами и средствами, в какое время выполнит-исполнение будет в срок) не имеющие реальной программы исполнения, не учитывающие, тактические возможности сил и средств содержащие общие призывы (усилить, принять меры) вместо конкретных решений.

Обстановка, в которой РТП (ЛПР) приходится принимать решения на тушение пожара характеризуется следующим:

- следуя к месту вызова, может почти ничего не знать о реальной обстановке на месте пожара, о проблемах, с которыми ему придется столкнуться по прибытии на пожар;

- неполнота, недостоверность, неточность информации, имеющейся в распоряжении РТП. Так, в начальный период развития пожара имеет место отсутствие точной информации об интенсивности горения, его источниках возникновения, о площади пожара, воздействие опасных факторов пожара на окружающую среду, находящихся в зоне их воздействия, возможном ущербе;

- постоянно меняющиеся на пожаре условно ведения тактико-технических действий;

- недостаток времени для анализа обстановки;

- высокая ответственность за принятые решения. Риск принятия неадекватного управленческого решения;

- РТП должен постоянно сопоставлять личный выбор с нормативными и рекомендательными документами, регламентирующими вопросы пожаротушения.

В условиях неполноты информации, дефицит времени и необходимых ресурсов, решающее значение наряду с квалификацией РТП, приобретает его практический опыт, личное участие в ликвидации такого рода пожаров, умение выбрать наиболее эффективный в сложившейся ситуации пути решения задачи.

Тактико-технические действия намеченные РТП исходя из опыта, определяет предсказуемые результаты и последующие необходимые с его стороны решение, выбирает возможно единственный вариант развития событий на пожаре, вместо того, чтобы оценивать весь их комплекс. Это значит что принятое решение основывается на предыдущем опыте тушения подобных пожаров. Если результат предпринятых им ранее действий, такой же подход используется им при тушении следующего пожара, с тем же самым предсказуемым результатом.

Таким образом, одним из основных вопросов, РТП по мере увеличения сложности обстановки на пожаре, является вопрос: схожа ли данная ситуация с пожарами имевшим 8 место в его практической деятельности?

Отметим, что квалификация РТП, его профессионализм состоят отчасти именно в множестве возможных сценарий, и что главное в этих условиях, умение их оперативно использовать.

При анализе деятельности должностного лица в качестве РТП отмечается:

- сотрудники органов управления силами и средствами на пожаре, принимающие решение по его тушению, часто оценивают и выбирают единственный вариант, вместо того чтобы анализировать множество вариантов одновременно;

- специалисты имеющие свой собственный опыт тушения пожаров, отличаются от главным образом по их способности оценки ситуации;

- когда проблема плохо определена, ЛПР, выбирает вариант, который достаточно не плох, но не обязательно лучший;

- выбор решения скоро схематичен, чем подчиняется какому-либо вычислительному алгоритму;

- обдумывание действий и сами тактико-технические действия как бы посланы друг на друга. Принятие решения динамично и циклично – оно не состоит из процессов и событий.

К сожалению на практике начинающий РТП, не всегда способен, на основе этих сведений, которые ему доступны, проанализировать все варианты развития событий и принять адекватное решение.

Каждый руководитель на пожаре должен твердо знать, что после принятия решения только начинается его основная работа.

Принятое командиром решение на тушение становится законом для подчиненных после того, как оно стало им известно. Поэтому следующими после принятия решения и планирования тушения функциями РТП, штаба и других органов управления являются доведение задач до подчиненных и организация их взаимодействия. Обе эти функции по своей сути также неразрывно связаны между собой. Отдавая приказ или распоряжение подчиненным подразделениям и указывая в них конкретные их действия, РТП тем самым уже в известной мере согласовывает их усилия и действия по цели, времени и месту, что и составляет суть организации взаимодействия. Однако, как показал опыт тушения пожаров, только постановки задач подразделениям недостаточно для достижения их тесного и непрерывного взаимодействия. Большая необходимость в ваших проектируемых решениях задач не только для работников пожарной охраны но и для жизни и здоровий людей.

 
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.