Контактный телефон:
(3952)   97-50-85

 

 
 


 

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

«ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА О ТРЕБОВАНИЯХ

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

профессор УНК организации деятельности

госпожнадзора АГПС МЧС РФ

Козлачков В.И.

д.ф.н

На настоящее время создана достаточно большая нормативно-методическая и нормативно-техническая база в области обеспечения пожарной безопасности. И как показывает опыт работы в надзорной деятельности, а также участия в комиссиях по расследованию причин пожаров, в этих документах имеется ряд юридический коллизий, противоречивых положений, которые во избежание уголовной или административной ответственности необходимо избежать или, при необходимости, правильно толковать. Особую значимость эта проблема приобретает с принятием закона от 22.07.2008 г. № 123 – ФЗ «Технический регламент в области пожарной безопасности», вступающий в действие с 01 мая 2009 года.

В ст. 6 Технического регламента вводятся условия, при выполнении которых, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной.

Статья 6. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности

1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;

2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

3. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

Надо заметить, что принятием Технического регламента и вводом его в действие все ранее принятые нормативно-технические документы остаются вне правового поля. И тут возникает второе, каким их пунктов 1.1, 1.2, 3 ст. 6 Технического регламента руководствоваться при проектировании мер противопожарной защиты?

Мы полагаем, что следует руководствоваться в первую очередь недопущением воздействия на людей, имущество третьих лиц и объекты окружающей среды, опасных факторов пожара.

Необходимо отметить, что опасные факторы пожара, перечисленные в ст. 9 Технического регламента впервые были определены в ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования».

Опасными факторами, воздействующими на людей и материальные ценности, являются:

пламя и искры;

повышенная температура окружающей среды;

токсичные продукты горения и термического разложения;

дым;

пониженная концентрация кислорода.

К вторичным проявлениям опасных факторов пожара, воздействующим на людей и материальные ценности, относятся:

осколки, части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций;

радиоактивные и токсичные вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок;

электрический ток, возникший в результате выноса высокого напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, агрегатов;

опасные факторы взрыва по ГОСТ 12.1.010, происшедшего вследствие пожара;

огнетушащие вещества.

Этим же ГОСТом введено понятие допустимый уровень пожарной безопасности людей, который не должен быть более 106 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека. И эти положения ГОСТ вошли в принятый Технический регламент.

Именно эти положения должны стать основой при обоснованности мер противопожарной защиты людей, имущества и объектов окружающей среды, т.к. слепое, бездумное выполнение требований нормативных документов может способствовать созданию угрозы для жизни людей вплоть до их гибели.

Пожар в Мытищах. Вроде бы и правильно спроектированы эвакуационные выходы, исходя из категории помещения, однако 14 человек погибли при поступлении на вдохе продуктов горения. Люди, делавшие выдох во время «хлопка», успели спастись.

Аналогичный случай произошел при пожаре на складе мебельной фабрики, где горел поролон, выделяющий при горении вредные вещества. Люди, пытавшиеся спастись, погибли на 25 метре эвакуационного пути. И здесь, если бы эвакуационный выход был запроектирован на удалении 20 м (что необходимо было сделать при учете опасных факторов пожара), гибели людей можно было избежать. Он же, в соответствии с категорией здания, находился на удалении 100 м.

Рассмотрим нормативные документы, которыми следует руководствоваться для разрешения возможных разночтений и противоречий в нормативно-технических документах.

После выхода закона о стандартизации, все нормативно-технические документы (РД, СНиП, ПБ и т.п.) необходимо было привести в соответствие с требованиями Госстандартов, т.е. заменить на ГОСТ или пройти стадию регистрации в Минюсте. Принятие Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» положило начало к переходу на технические регламенты, своды, правила, национальные стандарты. При этом законом «О техническом регулировании» в статье 46 введены переходные положения в отношении действующих норм и правил.

Статья 46. Переходные положения (Федеральный закон «О техническом регулировании»)

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

(в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

1.1. До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных настоящей статьей особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Таким образом, действующие нормы, подлежат обязательному исполнению только в части обеспечения защиты жизни и здоровья, сохранения имущества, защиты объектов окружающей среды.

Для заполнения правового вакуума в переходный период были приняты правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, зарегистрированные в Минюсте, и введены в действие с 30.06.2003 г. Они содержат общую и особенную части. Причем все нормативные документы необходимо рассматривать с точки зрения их соответствия общим требованиям:

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности *, обязательные для применения и исполнения органами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанной системы должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 1Е(-6) воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установленном порядке методикам.

Далее приведем ссылки на статьи нормативных актов, которыми следует руководствоваться в случае возникновения противоречий в различных нормативно-технических документах.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 декабря 1993 г.

Статья 15

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 34

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Статья 54

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Статья 55

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30.11.94 г. № 51-ФЗ

Статья 1. Основные начала гражданского законодательства

• • • • • • • • • • • • • • • • •

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством

• • • • • • • • • • • • • • • • •

Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права

• • • • • • • • • • • • • • • • •

В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

• • • • • • • • • • • • • • • • •

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

УГОЛОВНО ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЙИИ

от 18. 12.01 г. № 174-ФЗ

Статья 14. Презумпция невиновности

1. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.

3. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого.

4. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13.06.96 г. № 63-ФЗ

Статья 167. Умышленные уничтожение или повреждение имущества

1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, -

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, -

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 168. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, -

наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Статья 219. Нарушение правил пожарной безопасности

1. Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(часть третья введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАРУШЕНИЯХ от 30.12.01 г. № 195-ФЗ

Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

• • • • • • • • • • • • • • • • •

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

• • • • • • • • • • • • • • • • •

Статья 1.5. Презумпция невиновности

1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

(примечание введено Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

Таким образом, при проектировании мер пожарной безопасности надо в первую очередь исходить из недопущения влияния опасных факторов пожара на людей, имущество и окружающую среду. При этом следует исходить из того, что для действующих объектов новые требования можно применять только в случае, если они допускают определенные последствия.

В настоящее время в Академии ГПС МЧС РФ разрабатываются Правила идентификации объектов технического регулирования при применении Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Это своего рода инструмент для использования технического регламента. Планируется подготовить к марту 2009 года.

 
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.