Контактный телефон:
(3952)   97-50-85

 



 

ТРЕБОВАНИЯ ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗЫ РОССИИ К ПРОЕКТНОЙ

ДОКУМЕНТАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ НА ГОСЭКСПЕРТИЗУ.

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Заместитель начальника Главгосэкспертизы

Коробко В.Б.

д.т.н.

Вопросами пожарной безопасности занимается большое количество организаций, поэтому необходима консолидация и гармонизация отношений всех участников этого рынка.

Следует отметить, единой позиции пока не наблюдается, ближайшее время проблема будет активно обсуждаться, и приобретать значимость. Уже сложилась полицентрическая система управления по вопросам пожарной безопасности. Ранее Госпожнадзор нес всю полноту ответственности от утверждения проекта, строительства, сдачи в эксплуатацию и дальнейшую эксплуатацию.

Сейчас полномочия разграничены. Проектировщик несёт свою долю ответственности. Прошлая система была всем удобна и ориентирована на соцэкономику. На сегодняшний день она поменялась на рыночную. Разграничение полномочий произошло и мнения всех участников ПРОЕКТА– Главгосэкспертизы и остальных должны согласовываться с законодательством, нормативно-правовыми документами.

В условиях рыночной экономики происходят объективные изменения в области разграничений ответственности. Должны быть единые требования, единые подходы к проектированию и экспертизе проектной документации.

Надо заметить, что каждый участник комплекса несет конкретную ответственность за результаты своей работы.

Проектировщики, строительная экспертиза, ГосПожНадзор – все тянут в свою строну, начинается разбирательство на уровне правительства Москвы, а приходится решать по закону.

Раньше, чем начинать «активные действия» необходима консолидация мнений по конкретному объекту между заинтересованными организациями: проектные организации, эксперты, строители, стройнадзор, эксплуатирующая организация, которая принимает объект.

На сегодняшний день поменялась нормативно-правовая база, а нормативно-техническая документация осталась прежней. Это есть главное противоречие, причём противоречие объективное.

Нам досталась старая нормативная база, достаточно обширная, но в то же время не отвечающая на сегодняшний день новым технологиям. Поэтому появляющиеся противоречия в нормах отбрасывать нельзя, надо стремиться к приемлемым решениям.

Закон о техрегулировании действует и его необходимо выполнять до введения нового технического регламента и после него.

В поиске таких решений следует основываться на новом Градостроительном кодексе, законе о Техническом регулировании и Постановлении правительства РФ от 16 февраля 2008г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

У нас самый большой абсолютный показатель гибели людей в мире, даже по сравнению с Китаем, Индией, а тем более по сравнению с Америкой и Европой. Необходимо выполнение всех требований, но не каждое можно выполнить, т.к. в некоторых случаях они работают против человека и создаются ситуации, способствующие гибели людей.

В этой связи в составе проектной документации вышеуказанным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008г. № 87 предусмотрен специальный раздел «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности». Данный раздел должен содержать:

· обоснование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и наружными установками, обеспечивающих пожарную безопасность объектов капитального строительства;

· описание и обоснование проектных решений по наружному противопожарному водоснабжению, по определению проездов и подъездов для пожарной техники;

· описание и обоснование принятых конструктивных и объемно-планировочных решений, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности строительных конструкций;

· описание и обоснование проектных решений по обеспечению безопасности людей при возникновении пожара;

· перечень мероприятий по обеспечению безопасности подразделений пожарной охраны при ликвидации пожара;

· сведения о категории зданий, сооружений, помещений, оборудования и наружных установок по признаку взрывопожарной и пожарной опасности;

· перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и оборудованию автоматической пожарной сигнализацией;

· описание и обоснование противопожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода, противодымной защиты);

· описание и обоснование необходимости размещения оборудования противопожарной защиты, управления таким оборудованием, взаимодействия такого оборудования с инженерными системами зданий и оборудованием, работа которого во время пожара направлена на обеспечение безопасной эвакуации людей, тушение пожара и ограничение его развития, а также алгоритма работы технических систем (средств) противопожарной защиты (при наличии);

· описание организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта капитального строительства;

· расчет пожарных рисков угрозы жизни и здоровью людей и уничтожения имущества (при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, и выполнении в добровольном порядке требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарных рисков не требуется).

В графической части раздела следует приводить:

· ситуационный план организации земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, с указанием въезда (выезда) на территорию и путей подъезда к объектам пожарной техники, мест размещения и емкости пожарных резервуаров (при их наличии), схем прокладки наружного противопожарного водопровода, мест размещения пожарных гидрантов и мест размещения насосных станций;

· схемы эвакуации людей и материальных средств из зданий (сооружений) и с прилегающей к зданиям (сооружениям) территории в случае возникновения пожара;

· структурные схемы технических систем (средств) противопожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода).

В случае если для разработки проектной документации недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, требуется разработка специальных технических условий (СТУ) на проектирование противопожарных мероприятий.

Порядок разработки и согласования СТУ достаточно полно освещен в Приказе № 36 от 01.04.2008г. Минрегиона развития и его письме от 03.07.2008г. № 15986 – СК/08.

Указанные специальные технические условия должны отражать специфику противопожарной защиты объекта капитального строительства, включая комплекс дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий. Допускается включение в состав специальных технических условий положений, содержащих отступления от действующих норм, при условии обоснования необходимости таких отступлений и разработки в составе специальных технических условий нормативных положений, компенсирующих эти отступления.

Аналогично должны быть обоснованы дополнительные противопожарные требования по сравнению с требованиями, установленными в действующих нормативных технических документах.

Дополнительно сообщается, что специальные технические условия, содержащие технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности, представляются в Минрегион России заказчиком строительства при наличии положительного заключения МЧС России. Информация о согласовании специальных технических условий соответствующими органами государственного пожарного надзора МЧС России указывается в пояснительной записке с приложением копии письма МЧС России.

Далее остановимся на ответах на поступившие вопросы.

Вопрос: Какой порядок разработки и оформления мероприятий по обеспечению пожарной безопасности?

Ответ: ч.12 ст.48 архитектурно-строительного проектирования Градостроительного кодекса впервые регламентирует обязательное наличие этого раздела. Только некоторые сдаточные объекты подпадают под юрисдикцию Постановления правительства РФ от 16 февраля 2008г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Не во всех организациях имеются специалисты с техническим или высшим пожарным образованием. Произошла ротация специалистов, необходимо привлекать специализированные организации. Состав раздела определён вышеуказанным постановлением. Требования к его оформлению такие же, как и для всей проектной документации.

Вопрос: Что такое пожарная безопасность?

Ответ: Пожарная безопасность – это не инженерные системы, а система безопасности, созданная различными инженерными системами для сохранения жизни людей и объектов.

Вопрос: Каков установленный порядок приёмки проекта на экспертизу?

Ответ: Порядок прохождения экспертизы проекта описан в новом Градостроительном кодексе. Проект не принимается на экспертизу без наличия раздела «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности».

Несколько моментов о лицензиях в области проектирования противопожарной безопасности:

Существуют 2 типа лицензий, этот вопрос решён не самым лучшим образом:

1 - Лицензии, выдаваемые Федеральным лицензионным центром.

2 - Лицензии, выдаваемые МЧС России.

В перечне работ первого типа лицензий указаны инженерные системы по обеспечению пожарной безопасности, но нет упоминания о разделе «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности». Нет расширенного документа толкования перечня мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Таким образом, в указанных типах лицензий отсутствует раздел «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», который является обязательным в составе проектной документации, согласно новому Градостроительному кодексу.

Вопрос: Каким образом обеспечивается безопасность пожарных?

Ответ: Самый сложный вопрос, который решает проектировщик, как обеспечить безопасность пожарных. Служба сопряжена с риском. Существует техника безопасности пожарных, которая подлежит корректировке и которой практически обучают.

Вопрос: Кто согласовывает СТУ – МЧС или Минрегионразвитие?

Ответ: Порядок разработки и согласования СТУ достаточно полно освещён в приказе №36 от 01 апреля 2008г. Минрегионразвития и его письма от 03 07.2008 № 15986-СК/08. ТУ разрабатывается после проектирования основных параметров объекта. Окончательно ТУ и расчёты рождаются к моменту подачи проекта на экспертизу.

Наиболее характерные отступления от правил оформления раздела:

Нет ответа на вопросы: а) обеспечение безопасности людей, б) обеспечение сохранения имущества.

Примеры:

Вопрос: Что должен включать перечень мероприятий, обеспечивающий безопасность пожарных.

Ответ: Как пример: отдельные входы в подвал и лестничные марши, доходящие до кровли (СНиП 210197).

Вопрос: Хотелось бы увидеть методические рекомендации по разработке раздела «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности».

Ответ: Росэкспертиза не имеет права издавать подобные рекомендации, могут организаторы этого семинара, Минрегионразвития.

Вопрос: Порядок определения стоимости проектных работ?

Ответ: На настоящее время существует достаточная нормативная база по вопросам ценообразования в строительстве, в том числе и в проектном комплексе. Имеются справочники базовых цен «федерального уровня», региональные расценки. При отсутствии норм-расценок цену проекта определяют по общеизвестной методике трудозатрат проектировщиков.

 
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.