Контактный телефон:
(3952)   97-50-85

 

 

Об опыте проектирования структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений

(Слайд 1. "Тема")

Клецин Владимир Иванович, к.т.н, доцент,

проректор Учебно-консультационного центра ФГУ ВНИИ ГОЧС "Базис"

ВВЕДЕНИЕ

(Слайд 2. "Область регулирования ГОСТа") Уважаемые господа, коллеги, с целью прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и энергетики РФ утвердило национальный стандарт ГОСТ Р 22.1.12 - 2005 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС). Общие требования» (Приказ № 65-СТ от 28 марта 2005 г.), определяющий:

- категории зданий и сооружений, подлежащих оснащению структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее СМИС);

- основные требования к построению СМИС;

- перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности зданий и сооружений;

- порядок информационного сопряжения СМИС объектов с единой дежурно-диспетчерской службой (ЕДДС, ЕСОДУ) города, района;

- порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС;

- порядок проведения подготовки специалистов по созданию и эксплуатации СМИС.

В соответствии с указанным национальным стандартом проектирование СМИС осуществляется в рамках раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства" ("ИТМ ГОЧС").

На настоящий момент выполнены десятки проектов СМИС. Имеется опыт реализации проектов в Москве, с выводом информации в ЕСОДУ г. Москвы. Прошли обучение по вопросам создания СМИС сотрудники Главных управлений МЧС России, управлений по делам гражданской обороны, проектных, строительных, эксплуатационных организаций. Аккредитованы при МЧС России по вопросам мониторинга зданий и сооружений ряд организаций.

Тем не менее, мы находимся в самом начале пути. Поэтому актуальным является рассмотрение вопросов связанных с созданием СМИС (Слайд 3. "Учебные вопросы"):

1. Назначение, цели создания, место и роль в РСЧС, обеспечении комплексной безопасности зданий и сооружений, а также при решении задач прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

2. Объекты мониторинга и инженерные системы контролируемые СМИС. Ожидаемые эффекты от внедрения СМИС.

3. Функции и структура СМИС. Опыт реализации СМИС.

4. Проблемы реализации СМИС и пути их решения.

Рассмотрению указанных вопросов и посвящен наш доклад.

1. Назначение, Цели создания СМИС, место и роль в РСЧС

Определение СМИС (слайд 4)

ГОСТ Р 22.1.12-2005 определяет СМИС следующим образом.

Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) это: - построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления мониторинга технологических процессов и процессов обеспечения функционирования оборудования непосредственно на потенциально - опасных объектах, в зданиях и сооружениях и передачи информации об их состоянии по каналам связи в дежурно-диспетчерские службы этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предупреждения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС.

В соответствии с ГОСТ Р 22.1.12-2005

"Объекты социально-бытового, жилого и иного назначения следует оборудовать СМИС, информационно сопряженными с автоматизированными системами дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) объектов и ЕДДС с целью предупреждения возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т. ч. вызванных террористическими актами".

Цели создания СМИС

(слайд 5) В соответствии с ГОСТ Р 22.1.12-2005 целями создания СМИС являются:

1. Снижение потерь среди персонала, посетителей, сокращение материального и экологического ущерба за счет повышения оперативности предупреждения (оповещения) о возможности и возникновении аварийных, чрезвычайных ситуаций, пожаров:

· персонала дежурно-диспетчерской службы;

· персонала и посетителей (жителей) объекта;

· соответствующих служб и подразделений, органов управления силами и средствами пожарной безопасности и ликвидации последствий ЧС города;

2. Обеспечение гарантированной устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения, безопасности, противопожарной защиты и технологических процессов требуемого качества на объекте.

Место и роль СМИС

Для Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) СМИС является – автоматизированной системой местного и объектового звеньев, решающей задачи по обеспечению комплексной безопасности зданий и сооружений на уровне ЕДДС (ЕСОДУ) - объект. По сути СМИС дополняет существующую автоматизированную систему ЕДДС-01, обеспечивая при этом более высокую оперативность и эффективность решения информационных задач и интеграцию в автоматизированные системы ЕДДС (ЕСОДУ). Важная роль отводится СМИС в обеспечении через пункт управления ЕДДС (ЕСОДУ) городских (территориальных) дежурно-диспетчерских, аварийно-спасательных служб (подразделений) информацией, необходимой для проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий аварий, пожаров, чрезвычайных ситуаций.

Для прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера, решаемых в ЕДДС (ЕСОДУ), СМИС выступают как сигнальные и информационные, обеспечивающие:

· запуск систем оповещения и решения задач ЕДДС (ЕСОДУ);

· данными для решения задач прогнозирования ЧС техногенного характера на объектах и прилегающих территориях в режиме реального времени.

2. Объекты мониторинга и инженерные системы контролируемые СМИС. Ожидаемые эффекты от внедрения СМИС

СМИС подлежат обязательной установке:

· на потенциально опасных объектах;

· на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах.

(слайд 6) Отнесение объектов к категории потенциально опасных осуществляется специальными комиссиями назначенных Правительствами субъектов Российской Федерации. Основной задачей Комиссий является отнесение ПОО к классам опасности в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 N 105 "Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения" и включение их в Банк данных потенциально опасных объектов, расположенных на соответствующей территории.

Отнесение объектов к категории особо опасных, технически сложных и уникальных осуществляется в соответствии с требованиями ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ (с изменениями по Федеральному закону от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ) и ГОСТ Р 22.1.12-2005 г.

К особо опасным объектам относят:

- ядерно- и/или радиационно-опасные объекты;

- объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов;

- гидротехнические сооружения 1-го и 2-го классов;

- крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов и изотермические хранилища сжиженных газов;

-объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами;

- предприятия по подземной и открытой добыче и переработке твердых полезных ископаемых;

- тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт.

К технически сложным объектам относят:

- морские порты, аэропорты основной взлетно-посадочной полосой длиной 1800 и более, мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены.

- крупные промышленные объекты.

К уникальным объектам относят объекты, для которых не установлены технические регламенты, или в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

1) высота более чем 100 метров;

2) пролеты более чем 100 метров;

3) наличие консоли более чем 20 метров;

4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров;

5) наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета.

Инженерные системы объектов, контролируемые СМИС

(слайд 7) В соответствии с требованием ГОСТ контролю со стороны СМИС подлежат следующие системы объектов:

1. Системы жизнеобеспечения: электроснабжение; теплоснабжение; вен тиляция и кондиционирование; водоснабжение и канализация; газоснабжение; лифтовое оборудование;

2. Системы безопасности: инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта; система оповещения; системы охранной сигнализации и видеонаблюдения; системы обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически-опасных веществ, биологически-опасных веществ.

3. Инженерно-технические конструкции объектов.

(слайд 8) Ожидаемые эффекты от внедрения СМИС:

· сокращение числа аварий техногенного характера на объектах;

· сокращение числа жертв аварий и материального ущерба;

· повышение коэффициента готовности работы систем безопасности, инженерных систем жизнеобеспечения объектов при аварийных ситуациях техногенного характера на 0,3-0,5 ед.;

· сокращение затрат на страхование до 60%;

· повышения эффективности работы надзорных органов.

3. Функции и структура СМИС. Опыт реализации

Функции СМИС

Перечень функций СМИС (слайд 9) включает:

· предупреждение аварийных ситуаций путем автоматического контроля за критически важными параметрами процессов обеспечения функционирования объектов и определения отклонений их текущих значений от нормативных;

· формирование и передачу в режиме реального времени сообщений об инцидентах, авариях, в т. ч. вызванных террористическими актами в ДДС объекта и местную ЕДДС:

· о неисправном состоянии критически важных инженерных, технологических систем;

· о негативном изменении состояния инженерно-технических, несущих конструкций объектов;

· автоматизированный или принудительный запуск системы оповещения персонала (жителей) объекта, населения о произошедшей чрезвычайной ситуации и информирование о необходимых действиях по эвакуации;

· автоматизированное или принудительное оповещение соответствующих специалистов, отвечающих за безопасность объектов;

· документирование и регистрацию аварийных ситуаций, а также действий персонала ДДС объектов.

Структура СМИС

На рисунке (слайд 10) представлена типовая структура СМИС города, показывающая сопряжение СМИС объекта с автоматизированной системой ЕДДС города (района).

СМИС обеспечивает автоматическое доведение в режиме реального времени критически важных сигналов от инженерных систем объекта (управления технологическими процессами; безопасности; жизнеобеспечения; мониторинга инженерных конструкций и др.) в ЕДДС.

Состав СМИС

СМИС включает:

- автоматизированную систему диспетчерского управления инженерными системами объектов;

- систему автоматического в режиме реального времени мониторинга инженерно-технических, несущих конструкций (СМИК);

- комплекс измерительных средств, средств автоматизации и исполнительных механизмов;

- многофункциональную кабельную систему;

- сеть передачи информации;

- административные ресурсы.

Опыт реализации СМИС

Опыт реализации СМИС сегодня:

по проектированию и реализации проектов СМИС (слайд 11):

· выполнены десятки проектов СМИС в Москве, Санкт-Петербурге, Тольятти, Красноярске – многофункциональные высотные здания и комплексы, спортивные сооружения, предприятия нефтехимической отрасли, уникальные объекты;

· в ближайшей перспективе проекты СМИС в Рязани, Ставрополе, Волгограде;

· полностью реализован проект СМИС по Ледовому дворцу спорта на Ходынском поле в Москве, с выводом информации в ЕСОДУ г. Москвы;

по программному обеспечению создания СМИС (слайд 12):

· разработан, прошел регистрацию и сертификацию в соответствии с ГОСТ Р 22.1.12-2005 г. программный комплекс информационного взаимодействия СМИС (ПК ИВ СМИС) предназначенный для всех объектов оборудуемых СМИС;

· разработан, прошел регистрацию программный комплекс мониторинга изменения состояния инженерно-технических, несущих конструкций предназначенный для обеспечения решения задач в режиме реального времени;

по нормативно-техническому обеспечению создания СМИС:

· разработан и опробован порядок разработки СМИС и необходимые типовые документы:

1. Задание на разработку структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) в составе раздела «ИТМ ГОЧС»;

2. Специальные технические условия на создание структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами (СМИС) объекта.

3. Техническое задание на проектирование структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами (СМИС) объекта.

4. Состав раздела проекта СМИС стадий "Проект", "Рабочая документация".

5. Состав эксплуатационной документации.

6. Классификатор угроз, инцидентов, аварий, антисоциальных, криминальных действий для формирования информационных сообщений СМИС.

7. Положение о приемке СМИС.

8. Программа и методика приемочных испытаний СМИС.

по нормативно-правовому обеспечению:

· требования по созданию СМИС включены в территориальные строительные нормативно-правовые документы Москвы – МГСН 4.19-2005. "Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов в городе Москве", Санкт –Петербурга – ТСН-31-2006;

· разработан проект СП 11-107-98* новая редакция.

4. Проблемы реализации СМИС и пути их решения

Основными проблемами являются:

1. Недостаточность существующей нормативно-технической и нормативно-правовой базы для СМИС:

· по проектированию и экспертизе проектов;

· по надзору за проектированием, вводом в действие и на этапе эксплуатации;

2. Недостаточность проводимых научных исследований по методическим вопросам мониторинга инженерно-технических, несущих конструкций зданий, сооружений.

3. Недостаточно обученного личного состава в ГУ МЧС России по субъектам Федерации по вопросам создания СМИС.

4. Недостаточное отражение вопросов связанных с внедрением СМИС в территориальных программах по совершенствованию ЕДДС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(Слайд: 13) Представленные в докладе материалы на наш взгляд позволяют сделать выводы:

· внедрение СМИС позволит существенно повысить безопасность людей, снизить ущерб от техногенных аварий и чрезвычайных ситуаций;

· внедрение СМИС в практику проектирования разделов проектов "ИТМ ГОЧС" для объектов, подпадающих под действие ГОСТ Р 22.1.12-2005 г. позволяет существенно повысить значимость и эффективность инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

· в настоящий момент имеется необходимый нормативно-технический и нормативно-правовой базис, отработаны технологии проектирования и разработаны необходимые технические и программные средства для создания СМИС.

 
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.